Часто задаваемые вопросы

Вопрос-ответ

В Республике Алтай функционирует Казенное общеобразовательное учреждение Республики Алтай «Коррекционная школа-интернат» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), где обучаются более 200 обучающихся с учетом потребностей и возможностей «особых» детей и создана для них комфортная среда.

На сегодняшний день перед родителями (законными представителями) есть выбор между общеобразовательной и коррекционной школой для «особого» ребенка с особыми образовательными потребностями, у которых диагностирована умственная отсталость легкой, умеренной или тяжелой степени. Большинство родителей с трудом выносят сами слова «нарушение», «коррекционный» применительно к своим детям. Но что же делать, если в вашей семье растет особый малыш? Чем ближе к 6-7 годам, тем острее встает вопрос о получении образования и тем мучительнее дается ответ на него.

Вопрос: Нужно ли ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) принуждать посещать общеобразовательную школу, если он в силу физиологических и психических нарушений не способен наравне со сверстниками получить качественное образование? На этот вопрос мы попытаемся ответить в данной статье и дать информацию о коррекционной школе.

Какая есть возможность у ребенка?

Люди, далекие от педагогики, нередко путают умственную отсталость и педагогическую запущенность. Это разные явления. Если проблемы в обучении связаны с социальными причинами, отсутствием родительского внимания, например, то эти факторы можно устранить, и ребенок почти всегда догонит своих сверстников и освоит школьную общеобразовательную программу. В коррекционной школе работают квалифицированные специалисты, которые помогают коллегиально через школьный психолого-медико-педагогический консилиум помочь ребенку усвоить адаптированную образовательную программу. Обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеют возможность обучаться со сверстниками в классе с не более двенадцатью обучающимися в коррекционной школе. Есть случаи, что у ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наблюдается положительная динамика развития, после чего меняется образовательная программа, для дальнейшего обучения в общеобразовательной школе.

За историю коррекционной школы впервые в 2016-2017 учебном году был сформирован класс для обучающихся с умеренной умственной отсталостью в количестве 5 человек и два класса с обучающимися со сложной структурой дефекта на базе Бюджетного учреждения Республики Алтай «Республиканский Дом-интернат для престарелых и инвалидов №3». Обучающиеся с формы обучения на дому были переведены в классы, что значительно сказалось на развитии детей в этих классах. По окончанию учебного года один ученик переведен в класс для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) после повторного обследования специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума и Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Республики Алтай. Это говорит о том, что каждому ребенку с особыми образовательными потребностями необходима социализация и ежедневное развитие и коррекция. В 2017-2018 учебном году планируется еще открыть один класс комплект для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Какой основной документ необходим для зачисления в коррекционную школу?

«К сожалению, современный уровень развития медицинской и педагогической науки не позволяет преодолеть умственную отсталость в полной мере… Но педагогические работники коррекционной школы могут обеспечить максимально возможное развитие ребенка, подготовить его к самостоятельной жизни и к интеграции в обществе». В первую очередь для этого необходимо заключение Центральной психолого-педагогической комиссии Республики Алтай для выстраивания индивидуального образовательного маршрута и качественного обучения ребенка.

            Каковы особенности коррекционной школы?

Одна из важнейших задач коррекционой школы – подготовить обучающихся к взрослой жизни. Основные направления деятельности:

- обучение, воспитание и коррекция отклонений в развитии;

- социальная адаптация и реабилитация детей-инвалидов;

- подготовка воспитанников к самостоятельной трудовой деятельности;

- создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся;

- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей среде, Родине, семье.

В настоящее время в школе сложился творческий, профессиональный коллектив педагогических работников учителей, воспитателей, которые многие из них имеют специальное (дефектологическое) образование и узкие специалисты: 4 педагога-психолога, 2 учителя-логопеда, социальный педагог и медицинские работники с круглосуточным обслуживанием, а так же вспомогательный персонал. Для обучающихся осуществляется организация комплекса обучения, воспитания и коррекционной работы под руководством администрации школы. Все обучающиеся получают бесплатное горячее питание. Обучающиеся проживающие в интернате питаются 5 раз в день, а так же обеспечены необходимой одеждой. Учащиеся проживающие, в городе Горно-Алтайске питаются 2 раза в день согласно цикличному меню. Значительное внимание отводится на безопасность обучающихся и всего образовательного процесса по направлениям:

- охрана труда и техники безопасности;

- безопасность и антитеррористическая защищенность;

- пожарная безопасность.

Трудовому обучению здесь уделяется большое, внимание и значительное количество часов отводится в 5-9 классах на профессионально-трудовое обучение. Профессионально-трудовое обучение разделяется на профили: «Столярное дело», «Штукатурно-малярное дело», «Швейное дело» и «Цветоводство и декоративное садоводство». Многие выпускники в дальнейшем получают профессию по направлению.

            Каким образом строится образовательный процесс в коррекционной школе?

Образовательный процесс в коррекционной школе имеет ярко выраженную коррекционную направленность. Коррекционно – воспитательная работа представляет собой систему комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности патологического развития личности в целом, поскольку всякий дефект отрицательно влияет не на отдельную функцию, а на комплекс личностных психологических свойств ребенка во всех его проявлениях. Коррекция нарушения умственного и физического развития осуществляется на уроках по учебным предметам, коррекционных занятиях: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», «Логопедические занятия», «Лечебная физкультура», «Ритмика», а так же внеклассных общешкольных мероприятиях и в общественных делах. Осуществляется, как общая коррекция, так и индивидуальная.
Учебно – воспитательный процесс строится таким образом, что способствует активизации компенсаторных возможностей различных отделов головного мозга ребёнка.
«Задача школы… не в том, чтобы приспосабливаться к дефекту, но в том, чтобы преодолевать его» А.С. Выготский.

Благодаря режиму работы достаточное внимание уделяется внеурочной деятельности и дополнительному образованию, что является немаловажным для развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Организованы спортивные секции: «Спортивные игры», «Шашки и шахматы», «Футбол», «Волейбол», кружки: «Бисероплетение», «Квилинг», «Хореография», «Вокал», «Ложкари», «Патриот» и «Правила дорожного движения».

Какой документ получает выпускник после окончания коррекционной школы?

После окончания девятого класса выпускник проходит трудовую практику и сдает экзамен по профессионально-трудовому обучению согласно профилю. По окончанию получает Свидетельство об обучении. Лучшие ученики коррекционной школы после девятого класса продолжают обучение в средних профессиональных образованиях и получают профессию. Причем учиться им предстоит не среди «своих», а вместе с выпускниками общеобразовательных школ.

Значительная часть учебного времени на уроках посвящена социально-бытовым темам, знакомству с реалиями окружающего мира: «Например, для наших старшеклассников важно понять, что такое паспорт и зачем он нужен? Чем паспорт отличается от свидетельства о рождении? Что такое резюме? Что такое трудовая книжка? Как написать заявление о приеме на работу или зачислении на учебу? Как оплачиваются коммунальные платежи? Для подростков с ментальными нарушениями даже самый простой вопрос может стать неразрешимой загадкой».

Коррекционная школа является многофункциональным образовательным учреждением, главной задачей которого является подготовка детей к самостоятельно жизни таким образом, чтобы несмотря на свои недостатки в развитии, они не чувствовали себя «изгоями» и смогли бы быстрее адаптироваться в том мире, в который попадут, выходя из стен школы. Учебное заведение должно быть готово, принять ребенка, а тот — следовать школьным порядкам и учебной программе без ущерба для психического и физического здоровья. Задача родителей — привести эти непростые требования к общему знаменателю. И сделать этот выбор придется с открытыми глазами. Коррекционная школа – это шанс для определенной категории детей, шанс справиться со своими проблемами с помощью специалистов и получить базовое образование.